Один из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности – продажа недвижимости. Так почему бы не занять место в такой окупаемой среде?
Актуальность: мало того, что окупаемость высока, так и огромных вложений не требуется. Хотя, конечно, рынок перенасыщен. Так что Вам придется очень постараться, чтобы выделяться в среде множества агентств, особенно в условиях непостоянности спроса: он зависит от экономической ситуации в стране, сезонности и т.п.
С чего начать?
Начинать нужно с сокращения отраслей. Существует множество видов недвижимости, каждый из которых имеет свои особенности – как законодательные, так и рыночные. Поэтому определитесь, с чем вы будете работать. Вы можете сдавать в аренду помещения на разные сроки, можете заниматься купля-продажей недвижимости, можете выкупать доли при строительстве объектов. Эта деятельность очень разная, поэтому тщательно проанализируйте рынок и решите, что подходит Вам больше. Впрочем, если Вы сразу вкладываете много средств в проект, то можно работать и на нескольких рынках.
Что по деньгам?
Во-первых, не полагайтесь только на нас. Составьте как можно более точный бизнес-план, который бы учитывал все Ваши затраты. Впрочем, наши расчеты могут лечь в основу Вашего плана. Итак, давайте поговорим о том, сколько приносит прибыли купля и аренда жилья и не только. В основном жилье приносит 2-7% от его стоимости, а для аренды цифры больше, хотя и объемы меньше – 50% от месячной платы. При этом риелтору полагается около половины комиссионных.
Мы немного забегаем вперед с прибылью, давайте обратим внимание и на расходы.
Стартовые вложения:
регистрация бизнеса ~10 тыс. рублей;
оборудование ~60 тыс. рублей;
аттестаты риелторов ~30 тыс. рублей.
Постоянные траты:
Коммунальные траты ~2 тыс. рублей;
аренда ~10 тыс. рублей;
маркетинг ~20 тыс. рублей;
зарплата ~50 тыс. рублей.
Получается, что на старте Вам понадобится примерно 200 тыс. рублей.
Если же говорить подробнее о доходах, то можно рассчитать, что один риелтор в среднем будет приносить около 70 тыс. рублей, а для активной работы их понадобится около 5-6, то прибыль после вычета расходов и полагающейся риелтору доли составит около 100-110 тыс. рублей.
Итого:
Стартовый капитал: ~180 тыс. рублей
Ежемесячная прибыль: ~100 тыс. рублей
Срок окупаемости: ~4 месяца
Какие нужны разрешения и документы?
Никаких специальных лицензий не нужно, поэтому Вам всего-то нужно зарегистрировать ИП или ООО. Это сравнительно недорого и не так уж трудно.
Как выбрать помещение?
Ваш офис – один из важнейших факторов доверия клиентов, а, следовательно, и прибыли. Важно, чтобы он находился в центре города, например, в каком-нибудь бизнес-центре или торговом комплексе. Само помещение должно иметь аккуратный ремонт, а также быть выдержано в одном стиле, который бы вселял чувство презентабельности и серьезности, но и не выглядящим вычурно. Офис же, расположенный на окраине города в подвале жилого дома точно не будет привлекать много клиентов.
Пусть само помещение не будет меньше 15 кв. метров. В офисе должны быть: удобная мебель, оргтехника, компьютеры, Интернет-модем, мини-АТС и, наконец, неплохо было бы иметь сейф.
Какой нужен персонал?
Лучшим способом найти квалифицированный персонал станет работа в более крупной риелторской компании на протяжении нескольких лет. Во-первых, это принесет Вам опыт ведения дел в этой сфере, который чрезвычайно важен. Во-вторых, Вы познакомитесь с большим количеством специалистов по недвижимости, с которыми в дальнейшем сможете плодотворно сотрудничать.
Итак, для работы Вам понадобятся:
- риелторы(5 человек и более);
- менеджмент для оформления сделок;
- HR-менеджер;
- бухгалтер;
- уборщица.
Риелторы работают сдельно, то есть получают некоторую долю от дохода, пришедшего с их помощью. Крупные компании могут платить до 45 процетов от сделки, более маленькие проекты же – до 70 процентов.
Как рекламировать бизнес?
Позиционирование на рынке влияет на успешность проекта даже больше, чем грамотно подобранный персонал. Поэтому продумайте грамотную маркетинговую кампанию.
Лучшими средствами для рекламы в этом случае будут телевидение, радио, газеты, журналы и другие виды СМИ. Кроме того, можно распространять рекламу через социальные сети, специализированные форумы и сайты. Неплохо было бы завести и удобный сайт, который бы содержал всю информацию о предлагаемых помещениях, ценах и т.д.
Подумайте, на что Вы будете делать упор в рекламе: например, при продаже офисных помещений стоит обращать внимание на престижность и удобнейшее расположение. А если вы продаете квартиры, говорите о прекрасной среде для прогулок, закупок и т.д. Главный ключ к пониманию маркетинговой стратегии – определение Вашей целевой аудитории.
Впрочем, возможно, Вы захотите обратиться к рекламному агентству или наймете маркетолога. Все зависит от средств, которые Вы готовы вложить.
Каковы риски?
Хотя бизнес, как мы уже говорили, очень рентабельный, определенные трудности все равно могут встать на Вашем пути. В первую очередь, это высочайшая конкуренция, которая будет держать Вас в постоянном тонусе всегда: вне зависимости от того, как долго Вы на рынке. Более того, стабильности лучше не ждать – слишком многое влияет на успешность предприятия. Эта же проблема порождает еще одну – от заключенной сделки можно и не получить прибыли, ведь существует инфляция. Наконец, нельзя забывать и о недобросовестности некоторых риелторов, которые не прочь заработать побольше.
Избежать рисков вообще практически невозможно, поэтому наймите качественного юриста, который бы помог Вам не наткнуться на некоторые проблемы, а те, которые все же неизбежны, помог бы решить как можно более эффективно.
Повторим
В заключении еще раз пройдемся по всем пунктам, которые нужно исполнить, чтобы открыть такой бизнес:
- зарегистрируйтесь как ИП или ООО;
- встаньте на учет в налоговую инспекцию и в пенсионный фонд;
- откройте счета в банке и закажите печать для компании;
- найдите подходящее помещение и закупите офисное оборудование;
- подберите персонал;
- выберете рекламные действия;
- изучите рынок: спрос и предложение;
- начните заключать договоры.