Вы решили прекратить деятельность Индивидуального Предпринимателя и ликвидировать его. Мы с радостью поможем Вам разобраться и с этой процедурой.
Ликвидация ИП – это прекращение существования ИП в форме исключения из реестра сведений о его деятельности. По окончании процедуры ликвидации гражданин лишается как прав, так и обязательств, которые закреплены за предпринимателем нормативными актами, и исключается из ЕГРИП.
Если сравнивать с процедурой ликвидации ООО, то ликвидация ИП проходит быстрее и стоит дешевле.
Давайте рассмотрим пошагово всю процедуру.
1. Оплата текущих платежей и задолженностей.
Для выяснения наличия долгов предпринимателю необходимо обратиться к налоговому инспектору по месту нахождения ИП. Если выявлены долги, то их нужно погасить, иначе они могут стать причиной наложения запрета на любые регистрационные действия.
2. Увольнение сотрудников.
Не менее чем за 2 месяца до ликвидации ИП необходимо уведомить об этом всех сотрудников.
Увольнение сотрудников нужно произвести до внесения записи о прекращении деятельности в ЕГРИП.
За две недели до начала расторжения трудовых договоров необходимо уведомить службу занятости о предстоящем мероприятии. В уведомлении по каждому сотруднику обязательно указываются:
• Должность
• Специальность и квалификация
• Условия оплаты труда.
Для каждого сотрудника составляется приказ о расторжении трудового договора по форме № Т-8. В нём необходимо указать, что отношения с сотрудником прекращаются в связи с тем, что ИП прекращает вести деятельность.
После издания приказов на увольнение в трудовую книжку вносится запись об увольнении на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.
В день увольнения работнику выплачивается заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск. Если сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком, то ему необходимо выплатить пособие. Его размер рассчитывается в соответствии с частью 5.2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В случае нарушения выплат работодатель несёт ответственность по статье 236 ТК РФ, а также может быть привлечён к административной (статья 5.27 КоАП РФ) и уголовной (статья 145.1 УК РФ) ответственности.
Размер компенсационных выплат при закрытии ИП законодательно не установлен, поэтому необходимость их осуществления и сумма зависят от того, что прописано в трудовом договоре с сотрудником.
Сразу после увольнения сотрудников в различные инстанции нужно подать документы:
• форму расчета по страховым взносам - Единый социальный страховой сбор в ФНС
• форму 4-ФСС в Фонд социального страхования РФ
• форму СЗВ-М в ПФР
• заявление о снятии с учета в Фонд социального страхования РФ.
С 2017 года полномочия по приему отчетности и перечислению страховых взносов возложены на ИФНС. Поэтому они самостоятельно должны передавать сведения о закрытии ИП в ПФР.
3. Подготовка документов для закрытия ИП.
В налоговую инспекцию подаются следующие документы:
• заявление по форме Р26001
• квитанция об оплате государственной пошлины (160 руб.)
Бланки заявления о ликвидации можно найти в интернете или получить в местной налоговой инспекции.
Заявление Р26001 заполняется печатными заглавными буквами посредством черно-белой печати либо черной ручкой.
В нем обязательно должны быть указаны основной регистрационный номер ИП и данные предпринимателя, а также, способ получения данных о внесении записи в ЕГРИП (лично, через доверенное лицо либо по электронным каналам связи).
Если планируете подать заявление лично, то подпись заранее ставить не надо, ее необходимо поставить в присутствии налогового инспектора во время подачи заявления.
При подаче пакета бумаг для ликвидации ИП по доверенности потребуется заверение подлинность подписи заявителя на заявлении в нотариальной конторе.
Реквизиты для оплаты государственной пошлины можно взять либо на официальном сайте nalog.ru, либо в отделении налоговой инспекции по месту прописки предпринимателя.
Оплату можно произвести от имени предпринимателя, либо по доверенности, подтверждающей соответствующий полномочия.
Для оплаты можно воспользоваться кассой любого банка, платежным терминалом или личным кабинетом предпринимателя на сайте налоговой. При заполнении квитанции вручную указывается следующий КБК – 182 1 08 07010 01 1000 110.
После получения квитанции советуем снять копию, так как оригинал вместе с заявлением нужно передать налоговому инспектору.
4. Подача документов
Подавать документы на закрытие ИП необходимо в ту налоговую инспекцию, в которой вы состоите на учёте.
Вы можете выбрать один из подходящих вам способов:
• через интернет ресурс «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на сайте ИФНС. Вам понадобится действующая квалифицированная электронная цифровая подпись
• подать лично в ИФНС. С собой необходимо иметь паспорт или другой документ, подтверждающий Вашу личность
• передать налоговому инспектору через доверенное лицо по доверенности
• доставить почтовым отправлением или курьерской службой.
Главное – не забывать, что при передаче бланков через представителя либо почтой, заявление должно быть заверено нотариусом.
Налоговая обязана выдать или направить почтой расписку о получении документов.
5. Получение документов.
По закону на рассмотрение заявления отведено 5 дней. По истечении этого срока заявитель (или доверенное лицо) с паспортом и распиской приходит в налоговую и получает на руки выписку из ЕГРИП с информацией о завершении работы в качестве индивидуального предпринимателя.
Если налоговая инспекция по каким-либо причинам отказывает в закрытии ИП, то выдаётся документ, содержащий перечень причин отказа.
6. Оплата налогов и взносов.
При закрытии ИП необходимо уплатить обязательные налоги и платежи.
Взносы за наёмных работников перечисляются в срок до 15 дней с момента подачи итогового расчёта.
Фиксированные взносы предпринимателя «за себя» выплачиваются в течение 15 дней с момента получения уведомления о закрытии ИП. Суммы взносов рассчитываются пропорционально количеству дней, отработанных в данном году. Лучше всего проводить подсчёт после закрытия, чтобы не допустить недоплат или переплат.
В 2018 г. действуют следующие тарифы:
• В ПФР — 26 545 руб. + 1% с доходов ИП свыше 300 000 руб. (максимальный совокупный платеж не более 212 360 руб.)
• В ФОМС — 5 840 руб.
Взнос 1% в ПФР от дохода свыше 300 000 руб. необходимо уплатить также в срок 15 дней с факта закрытия.
Если ИП использует УСН, перечислить обязательный платеж в бюджет нужно до 25 числа месяца после месяца закрытия.
Если ИП действует на ЕНВД, перечислить платеж в бюджет нужно до 25 числа месяца, который идет за кварталом закрытия.
Статья 430 НК РФ ещё с 2017 года предписывает страховые взносы ИП «за себя» перечислять напрямую в ФНС.
7. Подача декларации.
После получения официального документа о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП необходимо подать декларации и рассчитаться по ним с государством.
При использовании УСН декларация подаётся не позже 25-го числа месяца, следующего за месяцем закрытия ИП. Допускается также
сдача декларации одновременно с подачей заявления на снятие с учёта ИП.
При ЕНВД – декларацию ЕНВД необходимо предоставить не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором ИП был снят с учёта.
При работе на ОСНО действуют следующие сроки:
• по НДФЛ – не позднее 5 рабочих дней после прекращения деятельности ИП
• по НДС – не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором прекращена деятельность ИП.
Декларацию придется сдавать, даже если она у Вас нулевая. В этой ситуации бланк будет содержать одни нули.
Если не сдадите ее, то Вам выпишут штраф и насчитают взносы в ПФР и ФФОМС в максимальном размере.
8. Снятие с учёта в ПФР и ФСС.
При закрытии ИП сниматься с учёта в ПФР необязательно, так как ФНС самостоятельно передает сведения о закрытии в ПФР.
В 2018 году ФСС принимает отчетность и взносы по травматизму, поэтому при закрытии ИП необходимо сняться с учёта в органах социальной защиты.
Большинство ФСС принимают заявления о снятии с учёта исключительно через сайт госуслуг. Но в связи с некорректной работой сайта, это невозможно сделать. В таком случае допускается подача заявления лично.
Поданное заявление рассматривается в течение 2 недель, а затем письмом высылается копия решения о снятии с учёта.
Мы советуем в любом случае посетить ПФР, ФСС и ФФОМС лично, чтобы провести сверку задолженности по взносам и отчётности, уплатить взносы. Посещение ПФР желательно даже, если у вас не было сотрудников. Нужно произвести сверку и получить квитанцию для оплаты взносов «за себя». Сделать это нужно в течение 15 календарных дней.
После этого процесс закрытия ИП завершен, но существует ещё перечень важных процедур, которые нужно совершить бывшему предпринимателю.
Подробнее об это в нашей статье «Действия после закрытия ИП»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!