Итак, Вы решили стать индивидуальным предпринимателем (далее ИП).
Это означает, что Вы больше не можете или не хотите работать на кого-то, хотите максимально эффективно реализовать себя, и в конечном итоге – повысить уровень своего дохода.
Для понимания кто же такой индивидуальный предприниматель дадим определение.
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Как видно из определения, Вам нужно пройти процедуру регистрации физического лица в качестве ИП.
Для того чтобы стать ИП на территории Российской Федерации, Вам нужно соответствовать следующим требованиям:
Быть гражданином РФ, быть в возрасте от 18 лет, не состоять на муниципальной или государственной службе.
Причиной для отказа в регистрации ИП может послужить признание Вас банкротом менее года назад.
Регистрация ИП производится исключительно по месту регистрации физического лица (соответствует прописке в паспорте), при этом свою деятельность ИП разрешено вести на всей территории Российской Федерации.
Юридические компании предоставляют услуги по регистрации ИП или по подготовке документов для регистрации ИП. Стоимость их услуг составляет в-среднем от 2000 до 8000 руб. в зависимости от региона.
С нашей помощью Вы сможете пройти процедуру регистрации самостоятельно.
Вот краткая последовательность необходимых действий:
1) Выбор системы налогообложения.
2) Выбор кодов деятельности по ОКВЭД.
3) Заполнения заявления на регистрацию ИП.
4) Оплата госпошлины.
5) Подготовка ксерокопии паспорта и ИНН.
6) Заполнение заявления на УСН.
7) Подача документов в регистрирующий орган.
8) Получение документов, подтверждающих регистрацию ИП.
9) После регистрации.
10) Регистрация в ПФР, ФФОМС.
11)Изготовление печати.
12)Расчетный счет в банке.
13)Кассовый аппарат .
Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.
Пункт №1.
Выбор системы налогообложения.
Довольно часто ИП запускает свое дело не имея представления о размерах налогов, которые нужно выплачивать государству. Решение этого вопроса откладывается, в итоге приходится платить штрафы, пени.
Чтобы избежать такой ситуации лучше сразу задуматься о налогах и выбрать наиболее выгодную для Вас систему налогообложения.
Их несколько. Рассмотрим вкратце каждую.
УСН (Упрощенная система налогообложения ) “доходы”
Размер налога составляет от 1% до 6% со всего дохода по ИП. И плюс обязательные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР).Почему ставка налога от 1% до 6%? Местные власти имеют право снижать налог по УСН “доходы” от 6% до 1%.
УСН (Упрощенная система налогообложения ) "доходы минус расходы".
Размер налога 15% от разницы всех доходов и расходов. И плюс обязательные взносы в ПФР.
ОСНО (Общая система налогообложения)
Для начинающих ИП малопригодна, очень сложная система отчетности.
ПСН (Патентная система налогообложения)
ИП покупает патент сроком от 1-го до 12 месяцев. И плюс обязательные взносы в ПФР.
ЕНВД (Единый налог на вмененный доход так называемая “вмененка”)
Схож с патентной системой, но очень мало видов деятельности, которыми сможете заниматься.
Более подробно с каждой системой налогообложения Вы можете ознакомиться в нашем разделе бухгалтерский учет,налоги.
Перед окончательным выбором системы налогообложения обязательно просчитайте все варианты и выберите оптимальную для себя.
Размер налога на системах ЕНВД и ПСН зависит от вида Вашей деятельности, на ОСНО и УСН - от прибыли.
Если Вы зарегистрируете ИП и не подадите заявление о переходе на выбранную систему налогообложения (УСН, ПСН или ЕНВД), то автоматически будет выбрана ОСНО.Эта система довольно запутанная, особенно для начинающего ИП. Поэтому советуем сразу определиться с системой налогообложения, чтобы избежать мучений на ОСНО.
Чаще всего предприниматели выбирают УСН. Она наиболее проста и понятна для начинающих ИП.
Пункт №2.
Выбор кодов деятельности по ОКВЭД.
Вам нужно определиться какими видами деятельности Вы будете заниматься как ИП. Затем Вы подбираете соответствующие им коды деятельности по ОКВЭД. Их нужно будет указать при заполнении заявления на регистрацию.
ОКВЭД – это Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности.
В нём для каждого вида предпринимательской деятельности содержится уникальный код.
При заполнении заявления Вы сначала указываете основной код. Он должен наиболее точно отражать тот вид деятельности, которым Вы планируете заниматься.
Потом указываете коды близкой к выбранной деятельности. Лучше указать еще и коды других отраслей, которыми Вы возможно займетесь в будущем. Будет легче некоторые неиспользуемые коды удалить в последствии, чем добавить нужные.
.
В зависимости от кода по ОКВЭД могут меняться следующие показатели:
страховой тариф Фонда Социального Страхования (ФСС);
тарифная налоговая ставка;
льготы, предусмотренные для некоторых видов деятельности;
требование дополнительных справок и аккредитаций (например, для предпринимателей, которые регистрируются впервые с кодами 80,85, 92, 93, необходима справка об отсутствии судимости).
Со всем перечнем кодов по ОКВЭД Вы можете ознакомиться в классификаторе под названием «ОКВЭД-2». Он введен на замену предыдущего с 1-го января 2017 года и будет действовать до конца 2018 года.
Классификатор ОКВЭД2.
Выглядит вот так:
Скачать последнюю версию классификатора вы можете по этой ссылке.
Скачать. »
Скачать. »
Отличия новых и старых ОКВЭД существенные. Поэтому для регистрации бизнеса используйте только новые коды!
Пункт №3.
Заполнения заявления на регистрацию ИП.
Заполнить заявление можно вручную. Распечатываете бланк и заполняете печатными буквами.
Можно заполнить заявление электронно. В этом случае на листе Б Ваши ФИО и подпись нужно внести от руки (черными чернилами, печатными заглавными буквами ). Самый лучший вариант – оставить это место пустым и заполнить его уже при сотруднике ИФНС. Такой вариант во многих регионах является обязательным. Другие добавления или исправления от руки на печатном заявлении запрещены.
Если подачу заявления Вы доверяете другому лицу, то нужно заверить подпись у нотариуса. Стоимость услуги около 500 руб.
Печать заявления односторонняя, листы не подшивать, не скреплять.
Если лист 003 Вы не заполняете, то не предоставляйте его.
Образец заявления на регистрацию ИП.
Выглядит вот так:
Скачать заполненный образец заявления на открытие ИП (Р21001)
Скачать. »
Скачать пустую форму заявления для самостоятельного заполнения в excel
Скачать. »
Скачать пустую форму заявления для самостоятельного заполнения в PDF
Скачать. »
Скачать пустую форму заявления для самостоятельного заполнения в DOC
Скачать. »
Пункт №4.
Оплата госпошлины.
Размер госпошлины за регистрацию ИП составляет 800 руб.
Реквизиты для перечисления пошлины Вы можете узнать в отделении налоговой, либо на сайте www.nalog.ru.
При подаче заявления в ИФНС указываете код КБК 18210807010011000110, при подаче в МФЦ - 18210807010018000110.
Для получения квитанции на госпошлину нужно зайти на официальный сайт ФНС РФ, выбрать пункт «Государственная пошлина за регистрацию ФЛ в качестве ИП», внести Ваши данные, распечатать квитанцию для оплаты наличными. Её нужно оплатить в отделении СберБанка.
Ссылка на сайт для скачивания квитанции: Nalog.ru. »
При регистрации через МФЦ нужно выбирать пункт «Государственная регистрация ФЛ в качестве ИП», внимательно выполнять инструкции на экране.
После оплаты госпошлины очень важно не потерять квитанцию. Она необходима при подаче документов в налоговую инспекцию.
В некоторых отделениях ИФНС есть платежные терминалы и оплатить пошлину можно на месте. Но лучше заранее уточнить есть ли терминал в выбранном Вами отделении.
Образец квитанции на оплату госпошлины.
Выглядит вот так:
Образец квитанции на оплату госпошлины (формат PDF)
Скачать. »
В некоторых филиалах ИФНС установлены платежные терминалы, что упрощает оплату госпошлины, ведь сделать это можно будет прямо в налоговой.
Пункт №5.
Подготовка ксерокопии паспорта и ИНН.
Если вы не являетесь гражданином Российской Федерации нужно подготовить ксерокопию вида на жительства либо разрешения на временное проживание.
Если адрес прописки отличается от фактического почтовый адреса, нужно распечатать форму №1А.
Если ИНН нет, то его присваивают при регистрации физического лица в качестве ИП.
Пункт №6.
Заполнение заявления на УСН.
Заявление на УСН заполняется в двух экземплярах. Подать его можете сразу, либо в течение месяца после регистрации.
На уведомлении на применение УСН обязательно должна стоять подпись, дата, печать.
Если Вы выбрали другую систему налогообложения, заполняете заявление о переходе на неё.
Образец заявления о переходе на УСН.
Выглядит вот так:
Скачать образец заявления на УСН (формат Excel)
Скачать. »
Скачать образец заявления на УСН(формат PDF)
Скачать. »
Пункт №7.
Подача документов в регистрирующий орган.
В 2018 году с целью частичной разгрузки налоговых инспекция ожидается передача процедуры регистрации ИП под управление многофункциональных центров (МФЦ). Это не коснется небольших городов, в которых нет МФЦ.
В качестве подтверждения получения документов регистрирующий орган выдает Вам расписку.
В случае отказа в регистрации ни поданные документы, ни оплаченная госпошлина не возвращаются.
Подать документы и получить их может кто-то помимо Вас. Для этого нужно заверить у нотариуса: доверенность на предоставление Ваших интересов при регистрации и получении документов, копию Вашего паспорта, Вашу подпись на заявлении.
Также можно отправить документы ценным письмом с описью через почту России.
Этот вариант подходит для тех, кто не хочет посещать налоговую инспекцию, либо находится в другом регионе, а не по месту регистрации. Для этого Вам необходимо заверить подпись на заявлении Р21001 и ксерокопию всего паспорта. Затем отправить их вместе с квитанцией об оплате госпошлины по почте.
Готовые документы отправят Вам исключительно по адресу регистрации (прописка в паспорте).
В Москве возможны отправка и получение документов через Pony Express и DHL Express.
Пункт №8.
Получение документов, подтверждающих регистрацию ИП.
Через три рабочих дня Вас либо зарегистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, либо Вы получите отказ.
В случае положительного решения по месту подачи документов вам выдадут следующие документы:
ОГРНИП (Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
ЕГРИП (Выписка из государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
Форма 2-3-Учет (Уведомление о постановке на учет в налоговом органе).
Некоторые отделения в дополнение к перечисленным документам выдают следующие:
Уведомление о регистрации в ПФР.
Свидетельство о регистрации страхователя в ФОМС.
Уведомление о присвоении кодов статистики от Росстата.
Если какие-либо из этих документов не были выданы, то их необходимо получить самостоятельно.
Если на листе Б вы поставили пометку об отправке Вам документов почтой, то их отправят по адресу прописки.Если хотите получить документы по фактическому адресу пребывания (если отличается от адреса прописки), нужно подать заявление по форме №1А.
Подача заявления на применение УСН носит уведомительный характер и документ, подтверждающий возможность использования ее, Вам не выдадут. Вы можете лишь запросить в налоговой информационное письмо по форме 26.2-7.
Пункт №9.
После регистрации.
Документы получены, регистрация ИП в налоговой прошла успешно.
Если вид деятельность которым Вы планируете заниматься входит в перечень видов, по которым соблюдается уведомительный порядок, то нужно направить уведомление о начале работы в Роспотребнадзор. Перечень таких видов деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, и посмотреть их Вы можете по ссылке Перечень видов деятельности. »
Там же форма уведомления, его можно сдать лично в Роспотребнадзор или отправить почтой.
Пункт №10.
Регистрация в ПФР, ФФОМС.
Налоговая передает сведения о зарегистрированном ИП в ПФР (Пенсионный фонд РФ). Он администрирует взносы в ФФОМС (в Фонд Обязательного Медицинского Страхования). Позже по почте будет доставлено свидетельство о регистрации в ПФР и ФФОМС. Его нужно обязательно сохранить.
Если свидетельство не пришло, то нужно предоставить в ПФР документы:
Оригиналы и ксерокопии Свидетельства о регистрации ИП (с номером ОГРНИП)
ИНН
Пенсионное свидетельство.
Тогда Вам выдадут извещение о постановке на учет в ПФР..
Пункт №11.
Изготовление печати .
ИП в Российской Федерации может работать без печати. Однако она незаменима при регулярных банковских операциях. При наличии печати не придется каждый раз заверять подпись у нотариуса.
Получить печать можно в любой компании по изготовлению печатей и штампов. Для заказа нужно будет предоставить:
ксерокопию ИНН;
на одном листе копию паспорта и прописки;
ксерокопии ОГРН и ЕГРИП.
Пункт №12.
Расчетный счет в банке.
В случае поступлений по безналичному расчету необходим расчетный счет в банке. Для его открытия необходимы те же документы, что и для изготовления печати.
Пункт №13.
Кассовый аппарат.
Если нужно, то приобретаете и регистрируете кассовый аппарат в налоговой.
Если все пункты Вы выполнили верно, то поздравляем - Вы индивидуальный предприниматель!
Наверняка в процессе Вашей деятельности будут возникать дополнительные вопросы. Мы постараемся дать на них ответы.
Успехов вам и вашему бизнесу!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!