Учёт, минимальный налог, отчётность
Многим предпринимателям такая упрощёнка представляется достаточно привлекательной и выгодной.
И она действительно таковой является, в особенности, если предприниматель стабильно,
из месяца в месяц несёт немалые расходы по результатам деятельности.
Казалось бы, всё предельно ясно: налог составляет 15 % с разницы между полученными доходами и расходами.
Учёт при этой системе действительно достаточно прост, однако нужно очень внимательно относиться к расчёту налогооблагаемой базы.
Эта статья поможет Вам разобраться в тонкостях «УСН 15 %» и сделать выбор, основанный на точном понимании данной системы, её преимуществ и недостатков.
Правила учёта доходов.
При учёте доходов применяется кассовый метод. Это означает,
что денежные средства принимаются к учёту при их фактическом поступлении в кассу или по факту зачисления на счёт.
Какие доходы получает предприниматель? Как правило, это выручка и авансы покупателей.
В случае, если продукция по какой-то причине недопоставлена, её стоимость возвращается покупателю, и выручка уменьшается на соответствующую сумму.
Правила учёта расходов.
С расходами всё сложнее. Поскольку на их сумму уменьшается налогооблагаемая база, налоговая инспекция с особой тщательностью проверяет именно их.
Есть целые требования, в соответствии с которыми расходы признаются расходами и принимаются к учёту.
Во-первых, все расходы должны быть целесообразными. Другими словами, они должны быть:
• документально подтверждены с помощью надлежаще оформленных чеков, накладных и квитанций;
• связаны непосредственно с деятельностью компании (ИП);
• экономически обоснованы;
• своевременно отражены в учёте;
• полностью оплачены.
Если Вас интересует полный список расходов, соответствующих названных критериям, и порядок их определения, ознакомьтесь со статьёй 346.16 НК РФ.
Задача предпринимателя на «УСН 15 %» - вести чёткий учёт расходов и выданных авансов,
не забывая оформлять первичные документы, являющиеся основанием для принятия расходов к учёту.
Так, если Вы заплатили аванс за предстоящие поставки, то принять его к учёту, как расход, нельзя просто потому,
что он пока не имеет документального подтверждения.
Аналогично списание себестоимости проданного товара производится только по факту отгрузки его покупателю.
Если Вы решили выбрать систему «УСН 15 %», помните: отгрузку товара желательно делать в том же отчётном квартале, в котором покупатель перевёл оплату.
Что такое минимальный налог?.
В статье 346.18 НК РФ определено понятие минимального налога, который равен 1 % от доходов организации, полученных в прошлом году.
Понятие минимального налога введёно главным образом для того, чтобы соблюсти принцип безубыточности,
на котором основана налоговая политика государства.
Причём, рассчитывается минимальный налог независимо от того, какой финансовый результат получен, главное - чтобы была выручка.
Перед подачей годовой декларации обязательно рассчитывается минимальный налог,
который затем сравнивается с исчисленной суммой налога (15 % от «доходы-расходы»).
Уплате в бюджет подлежит сумма, наибольшая по результатам этого сравнения.
Приведём пример. Доходы предприятия - 105 000 рублей, расходы - 99 000 рублей, следовательно, сумма налога составляет:
(105 000 — 99 000)*15 % = 900 рублей.
Однако нужно ещё рассчитать минимальный налог: 100 000 *1 % = 1 000 рублей.
Сравниваем две получившиеся суммы и получаем, что в бюджет необходимо уплатить 1 000 рублей.
Куда перечисляется налог и о чём ещё нужно знать?.
Сначала ответим на вопрос «куда?». Все налоги перечисляются в ИФНС, к которой Вы прикреплены.
Реквизиты можно найти на сайте инспекции.
Не забывайте правильно указывать в платёжных поручениях код бюджетной классификации (он же КБК).
Для каждого объекта налогообложения он свой. Кроме того, отдельные коды используются при перечислении минимального налога, пени и штрафов.
Актуальные КБК можно узнать на сайте ФНС.
Исчисление и оплата минимального налога осущестлвяется лишь в конце года.
То есть, в течение первых трёх кварталов нужно рассчитывать и уплачивать авансовые платежи,
а уже в 4 квартале сумма рассчитанного налога сравнивается с минимальным налогом. Окончательный расчёт представляется в инспекцию.
Как рассчитать авансовые платежи и сумму налога, подлежащую к уплате в конце года?.
В течение первых трёх кварталов необходимо перечислять в ФНС авансовые платежи.
Рассчитываются они по схеме, описанной выше, с той лишь разницей, что их не нужно сравнивать с суммой минимального налога.
В конце года необходимо рассчитать сумму налога за весь год и сравнить её с суммой минимального налога. Уплате в бюджет, как уже говорилось, подлежит наибольшая из них.
Теперь вспоминаем, что в течение трёх кварталов мы перечисляли авансы.
Считаем их сумму, и если она меньше, чем расчётная «сумма к уплате» за год, то перечисляем в бюджет недостающую сумму.
Пример. Уплаченные авансы -15 450 рублей, расчётное значение налога - 18 000 рублей. Значит в бюджет нужно дополнительно перечислить 2 550 рублей.
А что если по результатам деятельности расходов было больше, чем доходов? В этом случае в ФНС сдаётся декларация с суммой убытка.
Какие отчёты нужно сдавать и каковы сроки их сдачи?.
Юридические лица, работающие на «УСН 15%», сдают:
• Данные о среднесписочной численности (до 20 января);
• Бухгалтерскую отчётность (до 28 марта)
• Декларацию по единому налогу при УСН (до 31 марта);
• Расчет по страховым взносам, 4-ФСС и 6-НДФЛ (ежеквартально).
ИП, работающие на «УСН 15%», сдают всё то же самое, кроме бухгалтерской отчётности.
Если ИП не имеет сотрудников, то сдаёт и вовсе только Декларацию по единому налогу. Срок её подачи - до 30 апреля).
Таковы основные особенности работы на системе «УСН 15 %».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!